detail.php, 4:

Фильм «Пой песню, поэт...», часть 2

Зато сам Есенин получает в фильме возможность и выговориться и наговориться. Устами С. Никоненко он без устали читает свои стихи, обращаясь к нам, зрителям, и общаясь со своими героями. Читает за кадром и с экрана, читает вслух и «про себя» (то есть присутствуя на экране, но со сжатыми губами). Читает в качестве одного из персонажей и «от автора». Читает свои сокровенные признания и стихотворные комментарии к происходящему. О том, что чувствует, и о том, что видит. О событиях в жизни страны и о событиях в жизни сердца.


Читает старательно, «с выражением», но как-то монотонно, скучно, я бы даже сказал, безлично, словно произносит — пусть даже стихотворный, но, как ни верти, по назначению своему в этом фильме — всего лишь дикторский текст. Дикторский стих, если хотите. Такова драматургия фильма, но такова и манера исполнения. В декламации С. Никоненко отсутствует элемент непредумышленности, импровизационности, словно перед актером стояла задача — создать образ чтеца, а не образ поэта, человека, исполняющего стихи, а не творящего их. И это — несмотря на то, что картина называется «Пой песню, поэт...» (кстати, тоже цитата — .первая строчка есенинской «Баллады о двадцати шести»).


Слов нет, С. Никоненко декламирует не только «художественно», но и тактично. Он не «рвет страсть в клочья» и не опускается до «трагического шепота». Однако именно декламирует, выступая как посредник между автором и слушателем, а не как сам поэт, каждый раз заново переживающий тайну сотворения своего стиха.


Поставь С. Урусевский перед актером такую задачу, он бы, наверно, добился от С. Никоненко «авторских» ‘интонаций, передающих душевное волнение человека, дарящего миру поэзию, рождающего образы из своих собственных, личных впечатлений, извлекающего их из своего неповторимого ощущения жизни, из своего индивидуального опыта, из своего характера. И мы бы это сразу почувствовали. Ведь процесс творчества включает в себя восторг и отчаяние, обреченность и одержимость, удивление и сомнение, внутреннюю необходимость и внешнюю отчужденность. Да мало ли еще красок и оттенков могло вобрать в себя творческое состояние поэта, и притом поэта столь импульсивного, столь непосредственного, каким был Сергей Есенин!


Но, видимо, С. Урусевский, поглощенный поисками совсем других красок и решением совсем иных, главным образом пластических проблем, оставил эту сторону дела без внимания. В результате С. Никоненко на протяжении всей картины предлагает нам хорошо заученный «готовый» есенинский текст в одной и той же «раздумчивой» интонации. То, что должно было прозвучать как таинство возникновения поэзии, как чудо появления образа, так и осталось добросовестным цитированием более или менее общеизвестных строчек.


Что же цитируют из стихотворного наследия Есенина авторы фильма? Каким критерием они пользуются при отборе «декламационного материала»? Каким принципом руководствуются, распределяя этот материал по картине?


Судя по обилию стихотворного текста, С. Урусевскийи Г. Шпаликов справедливо исходят из того, что самое интересное в жизни поэта — его поэзия. В сущности, такую позицию им подсказал сам Есенин, который, написав когда-то коротенькую справку «О себе», закончил ее словами: «Что касается остальных биографических сведений, — они в моих стихах».


В такой установке таится немалый соблазн. Воодушевляет и возможность уйти от канонов биографического фильма. Нет, не того, давнего, который представлял собой нечто среднее между торжественной монументальностью гранитного изваяния и привычным красноречием юбилейного славословия, а полноценного, размышляющего.


Казалось бы, любая биографическая картина о художнике или писателе может предложить лишь один-единственный ракурс — взгляд на личность и творчество знаменитого человека сквозь события его времени и обстоятельства его жизни. Но вот в связи с Есениным появилась идея: а что если в данном случае отойти от этого правила и испробовать ракурс прямо противоположный. Иными словами — попытаться воссоздать окружающую поэта реальность, исходя из его лирики, применительно к ней, как бы сквозь нее, пользуясь стихотворными образами как исходным материалом. Рекламирование: порно измена на xxxrusporno .

Все новости
01d10eb716230b8edb3b053e0abf5838